Опубликовано 13 марта 2020 в 11:39

Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем. В чем заключаются эти особенности?

Физиологическое развитие

Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:

продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;

совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;

улучшается моторика и координация движений.

Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:

lповышается двигательная активность;

lувеличивается сила и скорость движений;

lразвивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;

lсовершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Развитие психических процессов

lОтмечается бурное развитие основных психических процессов.

lПамять остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.

lПоявляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.

lПреобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.

lДети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.

lСамостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.

lИмеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.

lМогут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.

lОчень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.

lУ детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.

Интеллектуальное развитие

lЗначительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

lОсновным видом познавательной деятельности у детей 6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Окружающий мир

lРебенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:

lхорошо ориентируется в пространстве;

lинтересуется, как и из чего сделаны предметы;

lсоставляет собственное представление об устройстве окружающего мира;

lумеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;

lлегко понимает принцип действия сложных игрушек;

lс легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.

Речь

lПродолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

lчетко произносить все звуки;

lстроить предложения, правильно согласовывая между собой слова;

lзаучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.

lРечь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

Математика

lСовершенствуются математические умения:

lумеет считать до 10 и в обратном порядке;

lпонимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;

lзнает название основных геометрических фигур;

lимеет представление об объемных телах;

lможет оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.

lДети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.

Социализация личности

lС поступлением в школу ребенок начинает выполнять совершенно новую социальную роль — он становиться учеником. Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система требований, которые предъявляются к первоклассникам. Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным целям.

lМалыш готов к расширению собственного микромира, он более охотно налаживает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские отношения.

lУ ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты. Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.

lУ шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся привлечь к себе внимание. Причем дети делают это всеми доступными способами, даже с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребенок очень огорчается любым неудачам.

lВ 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков. Поэтому ребенок может начать врать, чтобы не расстраивать их и избежать наказания. Родители по-прежнему являются примером для подражания, малыш копирует их привычки и поведение.

lШестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слезы и агрессию (хотя это еще не всегда удается). Понимание того, что их окружает огромный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов, которые дети не могут контролировать.

lВ таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребенок во всем придерживается ее (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).

lМалыши уже хорошо владеют навыками самообслуживания, могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля их самостоятельности в быту и повседневной жизни.

lДети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособления к школьной жизни и успешного обучения.