Автор: Журавлева Елена Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории
Проектная
деятельность многогранна, она позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка и
в тоже время дает педагогу огромную возможность творить. Использование метода
проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде,
быть командой, действовать всем вместе.
Работая одной командой, у детей среднего возраста
повышается самостоятельность, активность, любознательность. У детей развивается
творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации. Дети становятся
увереннее в своих силах. В дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться к
различным жизненным ситуациям.
Дошкольное учреждение активно привлекает родителей
(законных представителей) в образовательный процесс.
Само слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный
вперед, наступающий». А в переводе с греческого – путь исследования. Проектная
деятельность это совокупность исследовательских, поисковых методов, приемов
действий педагога для достижения поставленной задачи. Метод проектов
рассматривается, как набор смоделированных ситуаций, организация
образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются определенные
задачи.
Ученые педагоги М.И. Гуревич и М.С. Коган глубоко раскрыли
методологическую основу педагогических проектов. М.И. Гуревич к особенностям
метода проектов относит такие характеристики, как эффективность, отсутствие
этого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного
времени. М.С. Коган педагогический проект рассматривает, как мотивационный
целенаправленный способ изменения педагогической действительности и
упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов,
отражающих цели тестирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий,
логику проектирования ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Объекты классифицируются на индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Проектная деятельность с детьми среднего возраста очень
важна. Где, как не в проектной деятельности ребенок узнает много нового, сможет
поучаствовать в исследованиях, переживать, учиться, взрослеть.
Исследовательско– познавательный проект – полностью подчинен логике
исследования , полностью совпадает с научными исследованиями, дети средней
группы на ровне со взрослыми формируют проблему исследования, воспитатель
обозначает задачи, определяет методы, источник информации, дети и воспитатель
изучают, обсуждают полученные результаты, учатся делать выводы, педагог
оформляет результат исследования.
Например, луковица, которую мама режет в
суп. Они не знают, что из нее может вырасти росток, еще и полезный для
здоровья. У детей развивается интерес к окружающему миру, к исследовательской
деятельности в процессе выращивания луковицы.
Творческие проекты в средней группе
предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника,
детского дизайна. Воспитатель средней группы и дети учатся договариваться о
планируемых результатах и форме представления (совместная газета, видеофильм,
праздник). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные
характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр. Дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Ведь это так
интересно играть, учиться, творить. В игре дети быстрее и естественнее учатся.
Они становятся открытыми, нет стеснения, они готовы помогать всем, неутомимо
искать нужное решение. Не это ли должно лежать в основе всего педагогического процесса,
учись играя.
Есть у воспитателей и более сложные проекты
для детей средней группы, в которых воспитатель вкладывает свою смекалку для
выполнения заданий, где дети, преодолевая трудности, становятся старше. Это
ознакомительно – ориентировочные (информационные) проекты – этот тип проектов
изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) проекты – результат
обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируются на социальные интересы («Правила
группы», «Я иду в детский сад», оформление группы). С помощью таких проектов ребенок
средней группы не только узнает много нового, а учится, как себя вести, где
может подстерегать опасность.
Комбинированные (универсальные) проекты – представления с
использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды,
кукольный спектакль и т.д).
Проект помогает при развитии познавательного интереса к различным областям
знаний и видам деятельности, является одной из составляющих успешности обучения
детей. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического процесса диктуют педагогу необходимость выбирать более
эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и
новых интегрированных технологий.