Опубликовано 10 декабря 2018 в 09:18

Автор Сизова Н.О., воспитатель 

В последние годы педагоги дошкольных образовательных учреждений все чаще используют в своей работе такой вид деятельности, как проекты. Наверно, у многих родителей возникали такие вопросы: «Какие проекты могут быть в детском саду? Что это такое?» Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых, педагогов 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской. По мнению отечественных педагогов ( М.В. Крупениной, В.Н. Шульгина и др.) метод проектов наиболее успешно подготавливает ребенка к ожидающей его жизни, вырабатывает «привычку к коллективному труду и взаимной помощи». После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. К сожалению, в1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, как чуждый советской школе и не использовался вплоть до 80-х годов .

Сегодня суть идеи проектного обучения остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим овладение знаниями и опытом их применения в ходе проектной деятельности. Учитывая возраст воспитанников в дошкольном учреждении, проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности. Использование проектной деятельности с детьми дошкольного возраста способствует повышению самооценки ребенка, позволяет видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся разными способами находить информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения.

Типы проектов в ДОУ:

1.творческие.

2.ролевые, игровые.

3.информационно - практико-ориентированные.

4.исследовательские.

Особенности:

-четкая структура;

-обозначенность целей;

-наличие гипотезы;

-актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;

-комплекс методов получения и обработки информации.

Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:

Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта;

Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта. Как нам найти ответы на вопросы?

Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.

Как можно охарактеризовать работу в проекте? Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада. Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько их взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Какова же роль родителей в проектной деятельности? Родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого. В ситуации широко распространенного дефицита внутрисемейного общения объединение взрослого и ребенка особенно важно. Это, конечно, техническая поддержка (фото, видео, презентация), организационная поддержка (сопровождение в музей, библиотеку) и т.д. Не жалейте своего времени на поход с ребенком в библиотеку, на работу с книгой дома. Помогайте детям, но не старайтесь все делать за них. Не сдерживайте инициативу. Конечно, очень важен собственный пример родителей: покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Литература:

  • 1.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. - Сфера М, 2012.
  • 2.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. -М.: Айрис-пресс, 2008.
  • 3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников - М.: Мозаика-синтез, 2018.
  • 4.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.
  • 5.Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2007. № 1.
  • 6.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Научно-практический журнал. - 2004, № 4.

Интернет-источник: http://si-sv.com/publ/16-1-0-27