Опубликовано 07 ноября 2017 в 13:40

Автор : Сизова Н.О.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Новый государственный стандарт дошкольного образования построен на принципах, с одной стороны, максимального сохранения и реализации уникальной самобытности дошкольного детства, имеющего непреходящее значение в масштабе всей человеческой жизни, и, с другой стороны, приобщения ребенка к ценностям культуры, введения его в общество, социализацию. Важнейшим принципом, лежащим в основе государственного стандарта, является опора на специфические дошкольные, детские виды деятельности: игровую, продуктивную и предметно - манипулятивную. Группой психологов в составе Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Е.Л.Бережковской, Г.Б.Ховриной было проведено масштабное исследование психического и личностного развития детей дошкольного возраста. Это позволило выявить особенности развития современных дошкольников, а также обнаружить тенденции изменений по сравнению с их сверстниками конца двадцатого века. Наибольшие различия со своими сверстниками конца двадцатого века современные дошкольники обнаружили в части развития центрального новообразования дошкольного периода развития — воображения. Вероятно, именно с этим связан низкий уровень развития игры и творчества, отмечаемый исследователями.

Умения креативно, нестандартно мыслить – важные качества современного человека. Если задуматься, что объединяет Альберта Энштейна и Михаила Юрьевича Лермонтова, Микеланжело и Марию Кюри, Томаса Эдисона и Христофора Колумба, то без сомнения, можно согласиться, что их объединяет прекрасно развитоевоображение. Насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.Великие люди тоже были когда – то маленькими и у них были родители и педагоги, которые их любили и которые сделали очень многое для того, чтобы их дети стали тем, кем они стали.Воспитать истинно творческого, оригинально мыслящего, с развитым воображением и пониманием, умением видеть прекрасное в окружающем мире человека невозможно без красоты, её созерцания и созидания. Вдохновение, которое посещает ребенка в момент творчества, приобщает его подсознание к высшим духовным ценностям. Необходимо, безусловно, и копирование образцов, позволяющее ребёнку лучше освоить какую-либо технику, приём, способ рисования, но не менее важно раскрыть перед ребёнком необъятный мир возможностей изображения многими самыми необычными методами и с помощью подчас неожиданных инструментов. Чем разнообразнее любая полезная детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Необходимо выбрать пути для преодоления тенденций, которые выявила группа психологов: недостаточный уровень развития воображения у современных детей.

Российская академия художеств, одна из старейших отечественных институций в сфере культуры, сохраняет свою приверженность традиционным художественным ценностям и в то же время приветствует смелые поиски новых форм искусства. Многие художники, педагоги и искусствоведы занимались исследованиями в области нетрадиционных техник в работе с детьми, изучали их особенности. Известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разных материалов: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краску или бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы».

Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического развития Московского Городского педагогического университета С.В. Погодиной. Использование нетрадиционных техник рисования с детьмиразработаны у зарубежных педагогов, например у детского писателяи иллюстратораФионы Уотт. Она является автором более 100 книг, и книг не простых, книг, вызывающих желание творить, как у детей, так и у их родителей. В.Н.Щипкова, исследуя работу с детьми по изобразительной деятельности отметила, что «нетрадиционные техники позволяют учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живет современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшении города, рекламе), и опираются на них в процессе его эстетического развития». Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных процессов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки). «Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в разных ситуациях» - говориться в статье «Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей дошкольников» в журнале «Дошкольная педагогика» автора В.А. Кисловой.

Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка; самоценным является не рисунок, а развитие личности; формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Нетрадиционные материалы и средства любопытны детям как игра с неизвестным, это занимает их, вовлекает в творческий процесс.

Идея использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности не является новой. Нетрадиционные техники рисования использовали многие известные художники еще в прошлом веке. Например, американский художник лидер и идеолог абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, немецкий художник Ганс Гофман использовали технику, которая получила название дриппинг. На полотно (часто положенное на пол) капают, прыскают, брызгают краски – создаются спонтанные, неожиданные изобразительные эффекты. Работы этих художников выставлялись на Американской Национальной выставке, в музее Современного искусства в Нью- Йорке .

Художник школы ташизма француз Жорж Матье использовал способ изображения с помощью пятен. Дляхудожественной выразительности картин в качестве инструмента он использовал не толькокисть, но и щетку и руку. Картины Жоржа Матье можно увидеть в Центре Помпиду и музее Национального современного искусства в Париже. Основоположникомтехники пуантилизм был французский художник Джорж Сера. В основе этой техники лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Один из представителей русского авангарда был художник Павел Филонов.Он словно с молекулы выращивал свои картины, пытался показать в них то, что невидимо. Художник, педагог – новатор Ян Францевич Ционглинский восторженно приветствовал его картины: «Смотрите! Смотрите, что он делает! Это вот из таких выходят Сезанны, Ван Гоги и Леонардо».Картины этого художникаможно увидеть в Государственном Русском Музее.

Работая с нетрадиционными техниками, и педагогу, и родителям необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, которая ему больше всего понравилась.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Ирина Александровна Лыкова в программе «Цветные ладошки» представила новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Она рекомендует к использованию со старшими дошкольниками следующие нетрадиционные техники: кляксография с трубочкой, монотипия, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, пенопластом. С младшими детьми рисование пальчиками, рисование ладошкой, набрызг,

Наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник представленных А.В. Никитиной: рисование песком, рисование мятой бумагой, монотипия пейзажная, монотипия предметная, рисунки из ладошки, печать по трафарету, оттиск печатками из картофеля, волшебная веревочка, печать листьями, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, пластилинография, тычок жесткой кистью.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ужеребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Технология рисования: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Технология рисования: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчикивытираютсясалфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Технология рисования: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Технология рисования: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, стек. Технология рисования: на одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Технология рисования: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Технология рисования: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Технология рисования: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Водяная печать. Средства выразительности: фактура, цвет.

Технология рисования: ребенок сначала на органическом стекле рисует пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения дополняет, сделав несколько завершающих штрихов.

Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный для открытки лист, то получится отпечаток. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику или сюжетные картинки.

Рисование ватными палочками. Средства выразительности: пятно, точка, цвет. Технология рисования: ватная палочка окунается в густую краску, палочку держим вертикально и ставим точки. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Метод монотипии. Этот метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Коллаж.Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных техник изображения. В данной технике важно, чтобы ребенок использовал все ранее знакомые техники к месту, выполняя заданную цель. Светлана Васильевна Погодина рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в этой технике рисования: бумажной салфеткой (сложенной много раз), рисование старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод, пластилином, ватными дисками.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Известно, что для творчества необходимаблагоприятная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из условий успешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Борис Павлович считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Приемы развития воображения разнообразны. Так еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные. Так, доктор психологических наук профессор Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе».

1.Читать художественную литературу, беседовать по – содержанию книг, помогая детям увидеть свои образы героев книг.

2.Поощрять их стремлениек творчеству, будить их фантазию.

3.Развивать воображение через наблюдение природы, явлений природы.

4. Ходить на совместные прогулки в парк, лес, читать стихи о временах года, написанные классиками литературы, слушать музыку.

5. Рисовать необычными изобразительными средствами: палочками на снегу, песке, листиками, и т.д., а так же используя нетрадиционные техники рисования. Давать детям разный изобразительный материал.

6. Придумывать необычные игры с обычными предметами.

.