Опубликовано 07 ноября 2017 в 11:28

Автор: Исмаилова Г.А.

Важность привязанности в адаптации ребенка

к детскому саду.

Адаптация человека имеет два спекта: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Привязанность — поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери — у ребенка существует врожденная потребность находится в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни.

Еще знаменитый английский психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии семьи Джон Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adaptedness), основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, р. 58).

По его мнению, на протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам (р.182).

Один из явных сигналов - плач малыша. Плач - это сигнал бедствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случилось. Еще одним привязывающим действием является улыбка малыша. Когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испытывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязывающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.

Как описывает в своих работах Дж. Боулби, ребенок, будучи продуктом эволюции, испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Дж. Боулби описал следующие фазы привязанности детей к опекунам:

  1. Не разборчивая реакция на людей (от рождения до 3 месяцев).
  2. Фокусирование внимания на знакомых людях (от 3-6 месяцев).
  3. Интенсивная привязанность и активный поиск близости (от 6 месяцев до 3 лет).
  4. Партнерское поведение (от 3 лет до окончания детства).

Нас интересует фаза интенсивной привязанности. Примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Ребенок резко реагирует на уход мамы, так же очень эмоционально встречает ее. В возрасте около 7-8 месяцев, у малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека, причем более сильные реакции обычно отмечаются, когда малыш плохо себя чувствует или оказывается в незнакомой обстановке.

К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Малыши следят за местонахождением родителя, и идут к нему. Когда их берут на руки, они снова успокаиваются.

Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбкой и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, «как будто» пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь.

На взгляд Боулби, система привязанности функционирует на различных уровнях возбуждения. Иногда ребенок испытывает сильную потребность быть рядом с матерью; в других случаях он не испытывает почти никакой потребности в этом. Когда ребенок, начинающий ходить, использует мать в качестве надежной отправной точки своих исследований, уровень активации относительно низок. Разумеется, ребенок периодически следит за присутствием матери и может даже иногда возвращаться к ней. Но в целом ребенок может спокойно исследовать окружающий мир и играть на достаточном расстоянии от нее.

Однако эта ситуация может быстро измениться. Если ребенок оглядывается на мать и она его не замечает (или, что выглядит еще более угрожающим, как будто собирается уйти), малыш поспешит назад к ней. Ребенок также бросится назад, если его что-то испугает, например, громкий звук. В этом случае ребенок будет нуждаться в тесном физическом контакте и могут потребоваться продолжительные утешения, прежде чем он отважится еще раз отойти от матери.

Поведенческая привязанность зависит также от физического состояние ребенка. Если ребенок болен или устал, потребность оставаться рядом с матерью перевесит потребность в исследовании.

К окончанию первого года жизни важной переменной становится появление у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности. Так, к примеру, годовалая девочка, у которой возникли определенные сомнения относительно доступности ее матери, обычно испытывает тревогу, когда исследует новые ситуации, находясь на любом расстоянии от нее. Если, напротив, девочка пришла к заключению, что “моя мама любит меня и всегда будет рядом, когда я буду в ней по-настоящему нуждаться”, она станет исследовать окружающий мир с большей смелостью и энтузиазмом. И все же она будет периодически проверять присутствие матери, ибо система привязанности слишком важна, чтобы быть в какой-либо момент полностью отключенной.

Если родители двухлетки поспешат пойти к знакомым для ребенка местам или людям, то ничего не измениться - ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях. Вот этот период и считается наиболее благоприятным для начала посещения ребенком детского сада.

Также, немаловажным, считается и настрой родителей относительно дошкольного учреждения и будущих педагогов ребенка. Ведь если родитель негативно относиться к всем и всему (как показывает практика) ребенку будет очень болезненно даваться поход в сад. Наши малыши, будучи привязаны к нам родителям, переймут нашу тревогу и опаску. И, наоборот, если мы с доверием общаемся с педагогами, с доброжелательным настроем идем в сторону садика, то и ребенок будет ко всему вокруг происходящему относиться спокойно. Эти условия очень важны и на них стоит обратить внимание особенно в первый месяц посещения сада.

Итак, ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

P. S. : Родители, милые, доверьте свое чудо, своего кроху нам. Не переживайте, верьте в нас! С уверенностью покидайте сад, оставляя нам малыша. И, тем самым, вы увидите, как легко ваш малыш пойдет в сад. Так, период адаптации, пройдет наименее травматичным для его психологического и физического здоровья.

Литература используемая при написании статьи:

  1. Bowlby J. Attachment and Loss. V. I. Attachment. N.Y., Basic Books, 1969. 428 p.;
  2. Bowlby J. Attachment and Loss. V. II. Separation. 1973, 444 p.;
  3. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. 1985, N 6, с. 146–152.