Опубликовано 30 августа 2017 в 13:58

Смирнова Лилия Александровна.,

Воспитатель ГБДОУ №81

Выборгского района г. Санкт-Петербург.

Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющей общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает, статистика является в настоящее время наиболее проблемной. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети очень часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. И как мы понимаем в этих случаях виновны, мы - взрослые.И поэтому перед мной стоит не простая задача – дать знания детям о правилах дорожного движения и обучить их применять эти знания в конкретных ситуациях. Для достижения поставленной цели отводится нам, взрослым, и от того как мы сами будем подготовлены, зависит очень многое. Работая в детском саду, я прилагаю много усилий для того, чтобы помочь ребенку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно, самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории детского сада. Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали для детей безопасными. Конечно, нужно познакомить их с правилами дорожного движения, дорожными знаками и прочими тонкостями, проводить мероприятия в различных формах.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Провожу занятия, где закрепляю полученные знания в различных видах деятельности. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте.Работая в тесном сотрудничестве семьями можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах.С этой целью задействовала родителей, с которые совместно с детьми оформляли газету «Правилам движения-наше уважение».

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении на дороге.

С каждым годом на улицах города увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств, что повышает опасность дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых, становятся дети. Именно поэтому, профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

• Кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
• Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
• Обязанности пешеходов;
• Обязанности пассажиров;
• Регулирование дорожного движения;
• Сигналы светофора и регулировщика;
• Предупредительные сигналы;
• Движение через железнодорожные пути;
• Движение в жилых зонах;
• Перевозка людей;
• Особенности движения на велосипеде.

Работа с детьми по этой теме позволила мне сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы с детьмия вижув следующем:

  • Отсутствие несчастных случаев с детьми.
  • Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, нашего села которые проверяю путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.

    Выяснила, что во многих семьях есть транспорт и родители по совету воспитателя рассказывают, почему маленьким детям нельзя сидеть на переднем сидении, играть, баловаться во время движения и т.д. Таким, образом, работа в этом направлении способствовала формированию близких и доверительных семейных отношений. И при выпуске детей из детского сада дети будут уметь наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения на улице.

    Литература:

  • Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  • Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора (дидактические игры, сценарии вечеров досуга). – М.: Просвещение, 1999.
  • Голицина Н.С., Люзина С.В.,Бухарова Е.Е.,ОБЖ для старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  • Утков Ю.А., Воспитание чувства улицы (методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения). - Т.: 1992.
  • Герои сказок в гостях у светофора (организация праздников безопасности в дошкольных учреждениях).
  • Воспитание грамотного пешехода (сборник методических материалов для работы воспитателей с детьми дошкольного возраста).
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  • Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.