Астапова Марина Глебовна
Мнемотехника – это система методов и приемов,
обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника
помогает развивать:
- Ассоциативное мышление;
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение.
Значение
мнемотехники
Использование
мнемотаблиц открывает для детей большие возможности:
- Развитие связной речи,
расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения.
- Развитие основных психических
процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи.
- Перекодирование информации,
т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук
при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Легче запоминать стихи,
скороговорки, загадки, рассказы.
- Выстраивать логическую цепочку
событий и воспроизводить
историю в
правильном порядке (начало – середина —
завершение);
Помогает составлять длинные описательные предложения и
согласовывать времена.
Варианты мнемотехники
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная
информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст
зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко
запоминает информацию .
Мнемоквадрат
Это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого
символа.
Мнемодорожка
У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры.
Мнемотаблица
Это схема, состоящая из нескольких
квадратов, в которую заложена определенная информация.
Составляем
мнемотаблице
Этапы работы
над стихотворением:
- Взрослый выразительно читает
стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение
ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой
на мнемотаблицу.
- Задает вопросы по содержанию
стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Выясняет, какие слова непонятны
ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Читает отдельно каждую строчку
стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает
стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Графическая
зарисовка
- Цвет предметов в мнемотаблицах
может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их
развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое
(например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или
голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).
- Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице
зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие
размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших
дошкольников – от 9 до 16 клеток.
- Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны
детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен
детьми или
ребенком.
Практическая
работа(задания для родителей)
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Кошка на окошке шапку сшила.
Мышка в сапожках избушку метет.
«Сидит дед.
Во сто шуб одет.
Кто его
раздевает, тот слезы проливает»
«Раз, два,
три, четыре, пять. Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную
слепили. Птичек крошками –
Кормили. С
горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.
А потом
пришли домой, суп поели, спать легли.